Список выдающихся авторов симфоний
Симфония (от греч. «созвучие») — произведение для оркестра, состоящее из нескольких частей. Симфония — самая музыкальная форма среди концертной оркестровой музыки.
Классическое строение
Благодаря относительной схожести строения с сонатой симфонию можно назвать большой сонатой для оркестра. Соната и симфония, а также концерт, трио, квартет и т. д. относятся к «сонатно-симфоническому циклу» — циклическая музыкальная форма произведения, в которой принято хотя бы одну из частей (обычно первую) излагать в сонатной форме. Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм.
Как и в сонате, в классической симфонии есть четыре части:
- первая часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;
- вторая часть, в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме;
- третья часть, скерцо или менуэт в трехчастной форме;
- четвёртая часть, в быстром темпе, в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.
Если первая часть написана в умеренном темпе, то за ней, наоборот, может следовать быстрая вторая и медленная третья часть (например, 9-я симфония Бетховена).
Учитывая то, что симфония рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем, например, в обычной фортепианной сонате, так как богатство выразительных средств симфонического оркестра предусматривает развернутое изложение музыкальной мысли.
История симфонии
Термин симфония использовался в Древней Греции, в средние века и в эпоху Возрождения в основном для описания различных инструментов, особенно тех, которые способны производить больше, чем один звук одновременно. Так в Германии симфония до середины 18-го века являлась общим термином для разновидностей клавесина — спинетов и верджинелов, во Франции так называли шарманки, клавесины, двухголовые барабаны и т.п.
Слово симфония для обозначения «звучащих вместе» музыкальных произведений начало появляться в названиях некоторых работ эпохи Барокко 16-го и 17-го века, у таких композиторов как Джованни Габриели (Sacrae symphoniae, 1597, и Symphoniae sacrae 1615), Адриано Банкьери (Eclesiastiche Sinfonie, 1607), Лодовико Гросси да Виадана (Sinfonie musicali, 1610) и Генрих Шютц (Symphoniae sacrae, 1629).
Прототипом симфонии может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Доменико Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из трёх контрастных частей: allegro, andante и allegro, что сливались в одно целое. Именно эта форма часто рассматривается как прямая предтеча оркестровой симфонии. Термины «увертюра» и «симфония» были взаимозаменяемыми на протяжении большей части 18-го века.
Другими важными прародительницами симфонии были оркестровая сюита, состоявшая из нескольких частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же тональности, и рипиено концерт (ripieno concerto) — форма, напоминающая концерт для струнных и континуо, но без сольных инструментов. В этой форме создавали произведения Джузеппе Торелли и Антонио Вивальди, возможно, самым известным рипиено концертом является «Бранденбургский концерт № 3» Иоганна Себастьяна Баха.
Основателем классической модели симфонии считается Йозеф Гайдн. В классической симфонии только первая и последняя части имеют одинаковую тональность, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной, по которой и определяется тональность всей симфонии.
Выдающиеся представители классической симфонии — Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Бетховен резко расширил симфонию. Его Симфония № 3 («Героическая»), имеет масштаб и эмоциональный диапазон, превосходящие все более ранние работы, его Симфония № 5, возможно, является самой знаменитой симфонией, из когда-либо написанных. Его симфония № 9 становится одной из первых «хоровых симфоний» с включением партий для солистов и хора в последней части.
Романтическая симфония стала соединением классической формы с романтической экспрессией. Развивается также тенденция программности. Появляются лейтмотивы. Главной отличительной чертой романтизма было разрастание формы, состава оркестра и плотности звучания. К самым выдающимся авторам симфоний этой эпохи относятся Франц Шуберт, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Йоханнес Брамс, П. И. Чайковский, А. Брукнер и Густав Малер.
Начиная со второй половины 19 века и особенно в 20 веке, произошла дальнейшая трансформация симфонии. Стало необязательным четырёхчастное строение: симфонии могут содержать от одной (7-я Симфония Яна Сибелиуса) до одиннадцати (14-я симфония Д. Шостаковича) частей и более. Многие композиторы экспериментировали с размером симфоний, так Густав Малер создал свою 8-ю симфонию названную «Симфония тысячи участников» (из-за сил оркестра и хоров, необходимых для её исполнения). Необязательной становится использование сонатной формы.
После 9-й симфонии Л. Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. Однако постоянной остается масштабность и содержательность музыкального материала.
Список выдающихся симфоний:
- Йозеф Гайдн — 108 симфонии
- Вольфганг Амадей Моцарт — 41 (56) симфоний
- Людвиг ван Бетховен — 9 симфоний
- Франц Шуберт — 9 симфоний
- Роберт Шуман — 4 симфонии
- Феликс Мендельсон — 5 симфоний
- Гектор Берлиоз — несколько программных симфоний
- Антонин Дворжак — 9 симфоний
- Иоганнес Брамс — 4 симфонии
- Петр Чайковский — 6 симфоний (а также симфония «Манфред»)
- Антон Брукнер — 10 симфоний
- Густав Малер — 10 симфоний
- Ян Сибелиус- 7 симфоний
- Сергей Рахманинов — 3 симфонии
- Игорь Стравинский — 5 симфоний
- Сергей Прокофьев — 7 симфоний
- Дмитрий Шостакович — 15 симфоний (также несколько камерных симфоний)
- Альфред Шнитке — 9 симфоний
https://www.newkaraoke.ru/kakoe-karaoke-oborudovanie-ispolzuyut-v-barah
This Post Has 0 Comments