Мозг «под джазом»
Когда джазовые музыканты импровизируют, в их мозгу отключаются области, отвечающие за самоцензуру и торможение нервных импульсов, а вместо этого включаются области, открывающие путь для самовыражения.
Ученые из Медицинского университета, Национального института глухоты говорят о своем интересе к возможной неврологической основе состояния, приближенного к состоянию транса, в которое джазмены впадают, начиная спонтанные импровизации.
“Когда джазовые музыканты импровизируют, они часто играют с закрытыми глазами в своем характерном стиле, демонстрирующем традиционные правила мелодии и ритма”, — говорит Чарльз Лимб (Charles J. Limb), профессор медицины, ассистирующий профессор Департамента отоларингологии-головы и шейной хирургии при медицинской школе Джонса Хопкинса, который и сам к тому же является опытным джазовым саксофонистом.
“Это особенный настрой души”, — добавляет он, — “когда вдруг, внезапно музыкант творит музыку, которую никогда не слышал, никогда о ней не думал и не играл раньше ничего подобного. То, что получается на выходе – получается совершенно спонтанно”.
Многие исследования последних лет концентрировались на попытках понять, какие части человеческого мозга активизируются при прослушивании музыки, И, как утверждает Лимб, слишком мало уделялось внимания изучению активности мозга в процессе спонтанного сочинения музыки.
Желая понять, что происходит с его собственным мозгом в состоянии “под джазом”, он и его коллега Аллен Браун (Allen R. Braun), профессор медицины, разработали план наблюдения функционирования мозга в процессе музыкальных импровизаций в реальном времени.
Для участия в этом исследовании они пригласили шесть опытных джаз пианистов, три из них из Института Peabody, музыкальной консерватории, в которой Лимб по совместительству занимает профессорскую должность. Другим добровольцам стало известно об этом исследовании, благодаря слухам, распространившимся в местном джазовом сообществе.
Исследователи разработали специальную клавиатуру, на которой пианисты могли играть внутри аппарата функционального магнитно-резонансного изображения; сканер мозга, высвечивающий области мозга, реагирующие на различные стимулы, например, идентифицирующий, какие области активны, когда человек вовлечен в какого-либо рода ментальную активность.
Поскольку аппарат функционального магнитно-резонансного изображения использует мощные магниты, ученые разработали нестандартную клавиатуру, не содержащую металлических частей, которые могли бы притягиваться магнитом. Они также использовали совместимые с данным аппаратом наушники, которые позволяли музыкантам слышать создаваемую ими музыку в процессе игры.
Каждый музыкант участвовал в четырех различных упражнениях, предназначенных для того, чтобы различать активность мозга во время игры по памяти простых фортепианных пьес и активность мозга, наблюдаемую во время импровизации.
Ничего странного в том, что джазовые музыканты впадают в трансовое состояние нет, ведь для того, чтобы творить, мозг абсолютно не нужен (конечно, если только речь идет о творчестве).