Современный гобой

Современный гобойСовременный гобой представляет собой коническую деревянную трубку длиной 60 см с узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец инструмента.

Он состоит из трех частей и обычно изготавливается из африканского черного дерева, хотя используются и другие породы дерева и даже пластмасса. Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок.

Нижний звук извлекается, когда колеблется воздушный столб максимально возможной длины, т.е. воздух, заполняющий трубку по всей длине. Длина столба регулируется рядом просверленных в трубке боковых отверстий, которые исполнитель открывает и закрывает непосредственно пальцами или с помощью системы клапанов. Когда эти клапаны один за другим открываются, столб воздуха укорачивается и звук повышается. Полный диапазон инструмента – от си-бемоль малой октавы до ля третьей октавы.

Современный гобой в своем первоначальном виде появился в конце в. во Франции в результате усовершенствования шалмея. Очень быстро он вошел в постоянный состав симфонического оркестра и распространился по всей Европе. К 1700 гобой приобрел форму, которую лишь с небольшими изменениями сохранял в течение столетия. Он имел шесть отверстий и два клапана.

В XIX в. произошли значительные изменения в количестве отверстий и в клапанном механизме. Теобальд Бём (1794–1881) разработал систему пружин, рычагов и клапанов, которая позволила сделать больше отверстий и расположить их в соответствии с требованиями акустики. Созданная для флейты, бемовская система была приспособлена для всех деревянных духовых инструментов. Наиболее активно реконструкция гобоя протекала во Франции и Германии.

Немецкий гобой, сохраняя более широкий канал классического гобоя и используя широкий, несколько жестковатый язычок, имел богатый, плотный, как бы темный тембр. Французский гобой, с более узкими язычком и каналом, обладал более блестящим и острым звучанием. Р.Штраус предпочитал гобой французской системы и способствовал его утверждению у большинства гобоистов Германии и Центральной Европы. Французский гобой, в основном той же системы, что была принята Парижской консерваторией в 1881, сейчас распространен наиболее широко.

Гобой немецкой системы был популярен только в России, хотя в последнее время и там стали превалировать инструменты французской системы. В Вене остается популярным гобой Цулегера, по стилю и конструкции более близкий к классическому гобою.

This Post Has 0 Comments

Leave A Reply