Альт как представитель группы скрипичных
Инструмент струнно-смычковый, представитель группы скрипичных.
Один из самых незадачливых оркестровых инструментов, альт появился приблизительно на рубеже XV-XVI веков. Несмотря на то, что он считается родоначальником скрипичных и первым из них стал участником оркестра, весьма продолжительное время ему отводилась обидная роль исполнителя средних голосов. Считалось, что ни на что другое альт абсолютно не способен.
В то время, когда альт начинал входить в оркестровые составы, мелодических голоса в них были отданы высоким виолам. Можно сказать, что альт стал своеобразным мостиком между двумя музыкальными семействами – виоловым и скрипичным. Желание извлекать звуки высокие, подвижные и легкие привело к появлению скрипки. Потребность же в низких и весомых тонах стало результатом изобретения виолончели. Но это было немного позднее.
А пока схожесть с виолами (внешним видом и размерами) и помогла альту гармонично влиться в общее звучание. Но на этом везение для альта закончилось. Изготовлением инструмента занимались блистательные мастера – Гаспаро да Сало, Николо Амати, Андреа Гварнери и, конечно же, Антонио Страдивари. Но, в отличие от скрипки, альт так и не был окончательно оформлен. Считалось, что это ненужно для инструмента второго плана.
С XVIII по XX столетия альт подвергался разного рода усовершенствованиям и преобразованиям. В результате чего появлялась масса разновидностей альта:
Violino pomposa (в переводе – торжественная скрипка); По своей сути это был альт с дополнительной пятой струной от скрипки.
Violon alto – изобретение француза М. Вольдемара, в котором соединились альт и скрипка. Это дало возможность для освоения верхнего регистра инструмента, но лишило альт характерной тембральной окраски.
Contralto – детище скрипичного мастера из Франции Ю. Вильона. Инструмент обладал полным и весьма сильным тоном, но был таким большим, что на нем никто не мог играть.
Viola alta – конструкция немца Г. Риттера, придавшая инструменту правильные размеры и сочное звучание. В сущности, именно эта разновидность и была признана музыкальным обществом. И с ее появлением начался путь к признанию альта как инструмента с широкими возможностями.
Альт звучит в более низком регистре, нежели скрипка, из-за своих больших размеров. Поэтому в оркестре этот инструмент просто необходим из-за бархатных низких звуков, а в сольном исполнении, насколько я знаю, он не используется.