Музыка XIX века: какой она была? Бетховен, штрихи к портрету

Музыка XIX века: какой она была? Бетховен, штрихи к портретуЛюдвиг Ван Бетховен – величайшее явление в мировой культуре. Человечество любит и ценит его музыку: не случайно нынешний Гимн Европы (Евросоюза) – это музыка Бетховена. Человечество осознает драматизм, трагедию и борьбу его жизни – глухоту (а речь идет о музыканте). Образ гениального композитора наполняется своими мифами, что, впрочем, естественно. Незаурядная личность предполагает различные «интерпретации».

Образ Бетховена. Последуем примеру Бетховена и возродим у людей веру в жизнь и в самого человека. (Ромен Роллан. Жизнь Бетховена). Если кто-то хочет почитать не академическую, а художественную биографию Бетховена, то он может обратиться к творчеству Ромена (Ромэна) Роллана (Нобелевский лауреат по литературе). Ромен Роллан – не только знаменитый писатель, но и ученый-музыковед.

Его перу принадлежат многие книги о музыке, и несколько посвящены Бетховену («Жизнь Бетховена»). А прообразом главного героя многотомного романа-эпопеи «Жан-Кристоф» стал также Бетховен. Именно за этот роман Ролан получил Нобелевскую премию по литературе. Автором еще одной художественно-биографической книги является чешский писатель Антонин Згорж. («Один против судьбы»).

И даже без мистического триллера о Бетховене не обошлось! (Лесли Кентон. «Сердце Людвига»). Похоже, что автор сего триллера тот же самый, кто специализируется на многочисленных книгах о том, «как избавиться от стресса, целлюлита и всего прочего за 10 дней», теперь перешел от диетологии к мистике. Если это один и тот же автор, судя по имени-фамилии, то в данном случае произошла довольно необычная «переквалификация».

Что касается кинофильмов – то среди них встречаются и вполне «биографические», и «фантазийные». Только в последние годы снято немало фильмов о Бетховене. Только это не тот, который называется «Бетховен» и всем знаком «по собаке». Это в целом хорошие фильмы, которые отнюдь не претендуют на биографическую точность.

Можно посмотреть «Бессмертную возлюбленную» (англо-американский фильм 1994 года, режиссер Бернард Роуз, в главной роли Гэри Олдмен). Можно посмотреть «Переписывая Бетховена» (Германия-США-Венгрия, 2006 год, режиссер Агнешка Холланд, в главной роли Эд Харрис). Довольно интересен фильм «Eroica» (Англия, 2003 год, режиссер Саймон Селан Джонс, в главной роли Ян Харт).

Возможно, не стоит смотреть англо-итальянскую картину «Lezione 21» (режиссер Алессандро Барико, 2008 год). Режиссер здесь – знаменитый писатель, но фильм получился очень и очень спорный. Наконец, парадоксальным образом Бетховен представлен и в мультипликации – это образовательные фильмы для детей («Исторические личности» в США, «Сказки старого пианино» – Россия).

Людвиг Ван Бетховен родился в Бонне, дата крещения 17 декабря 1770 года. Семья была небогатой, по происхождению – фламандцы, по роду деятельности – музыканты. Отец горел желанием сделать из сына «второго Моцарта», но карьеры концертирующего виртуоза-вундеркинда не получилось, зато была постоянная «муштра» за инструментом.

Уже в детстве Людвиг начинает подрабатывать (школу пришлось бросить), а в 17 лет принимает на себя ответственность за семью: работает на постоянном окладе и дает частные уроки. Отец пристрастился к спиртному, мать рано умерла, в семье оставались младшие братья. Тем не менее, Бетховен находит время и посещает вольнослушателем Боннский университет. Там он бывает на лекциях Евлоrия Шнейдера – будущего якобинца и комиссара конвента. Вся молодежь была тогда охвачена революционным порывом, доносящимся из Франции.

Идеалы «свободы, равенства, братства» навсегда остались идеалами Бетховена – а это предполагало и большие разочарования в жизни. Удается ему вырваться в Вену – там он выступает перед Моцартом, который дает молодому музыканту высокую оценку. Скоро он переезжает в Вену совсем, впоследствии помогает перебраться туда и младшим братьям.

С этим городом будет связана вся жизнь Бетховена. В Вене он берет уроки по специальным предметам, среди его учителей – Гайдн и Сальери (Сальери посвящены три скрипичные сонаты Бетховена). Он выступает в салонах венской аристократии, а потом и в собственных концертах, перед широкой аудиторией. Пальцы его на клавиатуре окрестили «демоническими».

«Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся». (Бетховен. Письма) Уже в молодые годы Бетховен понял, что глохнет («Вот уже два года, как я тщательно избегаю всякого общества, потому что не могу же я сказать людям: «Я глухой!» Это было бы еще возможно, будь у меня какая-нибудь другая профессия, но при моем ремесле ничто не может быть ужаснее». Бетховен. Письма).

Периодические вмешательства врачей излечения не приносили, глухота прогрессировала. К концу жизни он уже не слышал ничего. Но оставался внутренний слух – правда, услышать «воочию» услышанное внутри было уже невозможно. А общение с людьми было крайне затруднено, с друзьями практиковались записи в «разговорных» тетрадях. Некоторое отторжение от «мира людей» и объяснимая нелюдимость могли произойти – но не от мира музыки… Всеслышащий глухой – так его иногда называли. И он слышал главное: не только музыку, а и идеи, чувства.

Он слышал и понимал людей. «Эту любовь, страданье, упорство воли, эти чередования уныния и гордости, внутренние драмы – все это мы находим в великих творениях Бетховена»… (Роллан).

Как определить знаменитую 2-ю часть 7-й симфонии? Я лишена слов, чтобы описать эту музыку. Вероятно, не я одна, судя по тому, как много она цитируется. Только одних фильмов можно насчитать пару десятков – и это все хорошие фильмы (например, «Парад планет»). Известны сердечные привязанности Бетховена. Но он так и остался одиноким. Кто была его «бессмертная возлюбленная», письмо к которой было найдено после смерти композитора, достоверно неизвестно. Один из неожиданных вариантов ответа дает фильм, упомянутый выше, но эта картина принадлежит к разряду «фантазийных». К 1814 году к Бетховену приходит всемирная слава.

Начинается Венский конгресс – после победы над Наполеоном и вступлением войск России, Австрии и Пруссии в Париж – и начинается знаменитый мирный Венский конгресс с оперы Бетховена «Фиделио». Бетховен – европейская знаменитость. Бетховен зван в императорский дворец на празднество в честь именин российской императрицы, которой дарит подарок: написанный им Полонез.

Но Бетховен не был бы Бетховеном, если бы ухватился за благосклонность властей и подался в придворные музыканты. Слишком он был независим и горд. Он был настолько независимым, что умудрился однажды «поставить на вид» самому Гёте, перед творчеством которого преклонялся. При их единственной встрече случился казус: они тут же столкнулись с семьей императора.

Гёте почтительно склоняется перед императором Францем, а Бетховен с независимым видом расталкивает свиту и проходит мимо. «Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей», – сказал Бетховен о Гёте.

А Гёте также остался недовольным Бетховеном. Что поделать: два гения, один – тайный советник и министр фон Гёте, второй – свободный художник, в грош не ставивший титулы. Правдивость этой истории иногда оспаривается, но факт остается фактом: в высказываниях друг о друге у Бетховена и Гёте сквозит недовольство…

Узис устройство защиты от искрения market.ekfgroup.com.

This Post Has 0 Comments

Leave A Reply