Струнный квартет

Струнный квартетСтрунный концерт — музыкальное произведение для четырех струнных инструментов. Этот термин также означает группу из четырех человек, которые играют произведение для четырех струнных инструментов. Практически всегда струнный квартет состоит из 2-х скрипок, альта и виолончели.

Баланс между этим составом инструментов является совершенным, другие струнные инструменты, к примеру, контрабас, не используются из-за его громкого и тяжелого звука. Данная музыкальная форма является самой популярной в камерной музыке, большинство крупных композиторов писали струнные квартеты. Многие другие составы ансамблей камерной музыки можно рассматривать как модификации струнного квартета:

  • струнный квинтет — струнный квартет с дополнительным альтом, виолончелью или контрабасом;
  • струнное трио — одна скрипка, альт и виолончель;
  • фортепианный квинтет — струнный квартет с фортепиано;
  • фортепианный квартет — струнный квартет, в котором одна скрипка заменена фортепиано;
  • кларнета квинтет — струнный квартет с кларнетом.

История струнного квартета

Струнный квартет родился в 18 веке в Италии, композиторы, такие как Джованни Баттиста Саммартини (1698-1775), сочиняли музыку для двух скрипок, альта и континуо. Роль континуо исполнял либо клавесин или клавесин с виолончелью. Постепенно композиторы начали отказываться от клавесина. Алессандро Скарлатти написал шесть работ, озаглавленных «Sonata a Quattro per due Violini, Violetta [viola], e Violoncello senza Cembalo» (Соната для четырёх инструментов: двух скрипок, альта и виолончели, без клавесина), это был естественный переход к струнному квартету.

Становление струнного квартета произошло в классический период. Йозеф Гайдн(1732-1809) написал много квартетов и сделал очень популярной эту форму. Его квартеты из oп.33 написаны, по его словам, «в новом и особом стиле» в четырёх частях.

Основная традиционная форма для классического струнного квартета, заложенная Гайдном:

  • 1 часть: быстрая в сонатной форме;
  • 2 часть: медленная;
  • 3 часть: менуэт и трио;
  • 4 часть: быстрая в соната-рондо форме.

Гайдн сам часто играл в квартете с Вольфгангом Амадеем Моцартом (1756-1791) и двумя другими музыкантами. Моцарт также написал много струнных квартетов, некоторые из них посвящены Гайдну. Три более поздних квартета Моцарта написаны для прусского короля, который играл на виолончели. Таким образом Моцарт и другие композиторы классического периода дали много произведений для виолончели, которые впоследствии стали жить собственной жизнью.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) внес свой вклад в развитие квартета, сделав существенные изменения в типовой структуре формы и сделав все четыре инструмента одинаково важными. Бетховен написал 16 струнных квартетов.

Средние особенно известные, затем другие композиторы приняли идеи, заложенные в них, например, медленное вступление и идею использовать быстрое скерцо вместо менуэта и трио для одной из средних частей. Последние квартеты Бетховена очень красивы, но и очень сложны и порой весьма агрессивны. Франц Шуберт (1797-1827) восхищался работами Бетховена и сочинил несколько своих струнных квартетов.

Небольшое замедление в создании квартетов произошло в 19 веке, можно заметить любопытный феномен — некоторые композиторы оставили в своём наследии только один квартет, как будто хотели показать, что они в полной мере могут сочинять в этой форме. Среди композиторов романтического периода, сочинявших квартеты, выделяются: Феликс Мендельсон (1809-1847), Роберт Шуман (1810-1856), Иоганнес Брамс (1833-1897), Петр Чайковский (1840-1893), Антонин Дворжак (1841 — 1904) и многие другие. Некоторые из них, как Дворжак, включали в свои квартеты народные мелодии.

С наступлением эпохи современной классической музыки квартет вернул свою популярность среди композиторов и стал играть ключевую роль в композиторском искусстве. В 20 веке композиторы продолжали разрабатывать струнные квартеты. Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1934) каждый написал по одному.

Арнольд Шенберг даже добавил голос в свой первый струнный квартет. Бела Барток (1881-1945) сочинил шесть очень трудных для исполнения струнных квартетов, в очень интересном ритме, с использованием венгерской народной музыки и сложной гармонии. Дмитрий Шостакович (1906-1975) написал целых пятнадцать квартетов, поражающих разнообразием музыкальных решений.

Фарфор Петербург

This Post Has 0 Comments

Leave A Reply