Музыкальные классические произведения в Барокко

Музыкальные классические произведения в БароккоБуквальное значение этого термина в переводе с итальянского — «странный», «причудливый», «вычурный». Чаще всего он встречается применительно к пластическим искусствам, прежде всего архитектуре, где барокко-синоним величия, пышности, декоративности.

Однако это лишь частичное объяснение термина, обозначающего художественный стиль, господствующий в европейском искусстве XVII — середины XVIII в. В отличие от современных ему направлений — классицизма и рококо, барокко в наибольшей степени отразило глубочайшие внутренние противоречия эпохи, отмеченной резким усилением абсолютистской и феодально-католической реакции и одновременно активным подъемом передовых сил, эпохи необычайного » взлета человеческого духа, выдвинувшей такие имена, как Г. Галилей, Б. Паскаль, И. Ньютон, Ж. Б. Мольер, Дж. Свифт, Рембрандт, Д. Веласкес.

Свойственные барокко на протяженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно, порой противоречиво взаимодействовали традиционное и новаторское. Так, в ней достигла своей вершины господствовавшая на протяжении веков полифония. С другой стороны, упрочившийся со времен Возрождения интерес к человеку, стремление глубже раскрыть богатство его внутреннего мира обусловили все большее распространение совершенно иного типа письма — гомофонии.

В гомофонии над сопровождающими голосами главенствует гибкая, «взволнованная», по выражению К. Монтеверди, мелодия. Постепенно гомофония и связанная с ней гармоническая система мажоро-минора, сменившая старинные лады, захватила все области музыки, послужив рождению оперы, оратории, кантаты, а также сюиты, сольной и ансамблевой сонаты, концерта.

Все это найдет свое развитие в более позднее время: барочные инструментальные циклы открывали дорогу классическим сонате и симфонии, сложившиеся в опере типы увертюр, арий и речитативов сослужат свою службу на протяжении всей истории оперного искусства. Однако важнейшей отличительной чертой барокко оставалась граничащая порой с импровизационностью внутренняя свобода в толковании того или иного жанра.

Так, фуга становилась частью сюиты или концерта. Напротив, в той же фуге строгая полифоническая ткань часто прерывалась фантазийными эпизодами. В опере звучали развернутые инструментальные пьесы.

Сюда же проникал и концерт, точнее концертирование, как универсальный для музыки XVII— XVIII вв. способ выражения. Зато многие моменты инструментальных форм, особенно в медленных частях, дышали подлинно оперной выразительностью. И вполне закономерно, что концертирующему музыканту-виртуозу потребовались более совершенные инструменты. Скрипки, альты, виолончели, созданные руками замечательных итальянских мастеров А. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, и сегодня поражают своими поющими голосами.

Развивалась музыкальная теория барокко. В проникнутых духом полемики трактатах, предисловиях к нотным изданиям, письмах философы, писатели, композиторы пытаются осмыслить выразительные возможности и задачи музыки, систематизировать исторические и биографические сведения, сформулировать педагогические и исполнительские принципы, разработать учения об элементах современного музыкального языка, таких, как аккорд, тональность.

Искусство барокко, достигшее высочайших художественных вершин в творчестве Монтеверди, Г. Пёрселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя и особенно И. С. Баха, подготовило богатейшую почву для музыки последующих времен.

This Post Has 0 Comments

Leave A Reply