Концертная увертюра

Концертная увертюраХотя к концу восемнадцатого века оперные увертюры уже начали исполняться в качестве отдельных произведений в концертном зале, концертная увертюра, предназначенная специально для исполнения на концерте и в целом основанная на некоторых литературных темах, начала появляться в начале романтического периода.

Уже у Л.Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр инструментальной программной музыки, предшествующий симфонической поэме. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И.В.Гёте «Эгмонт» (1810), представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его симфониям.

Карл Мария фон Вебер написал две концертные увертюры: «Властелин духов» (Der Beherrscher дер Geister, 1811, переработка его увертюры к неоконченной опере «Рюбецаль») и «Юбилейная увертюра» (1818).

Однако, как правило, первой концертной увертюрой принято считать «Сон в летнюю ночь» (1826) Феликса Мендельсона, другими его работами в этом жанре являются «Морская тишь и счастливое путешествие» (Meeresstille und gluckliche Fahrt, 1828), «Гебриды, или Фингалова пещера» (1830), «Прекрасная Мелузина» (1834) и «Рюи Блаз» (1839).

Другие заметные ранние концертные увертюры: «Тайные судьи» (1826) и «Корсар» (1828) Гектора Берлиоза; Роберт Шуман создавал свои увертюры по произведениям Шекспира, Шиллера и Гете — «Мессинская невеста», «Юлий Цезарь» и «Герман и Доротея»; увертюры Михаила Ивановича Глинки «Арагонская охота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848), явившиеся творческим результатом поездки в Испанию и написанные на испанские народные темы.

Во второй половине 19-го века концертные увертюры стали вытесняться симфоническими поэмами, форму которых разработал Ференц Лист. Различие между этими двумя жанрами было в свободе формирования музыкальной формы в зависимости от внешних программных требований. Симфоническая поэма стала предпочтительной формой для более «прогрессивных» композиторов, таких как Рихард Штраус, Сезар Франк, Александр Скрябин и Арнольд Шенберг, в то время как более консервативные композиторы, как А.Рубинштейн, П.И.Чайковский, М.А.Балакирев, И.Брамс остались верны увертюре. В период, когда симфоническая поэма уже стала популярной, Балакирев написал «Увертюру на темы трех русских песен» (1858), Брамс создал «Академическую фестивальную» и «Трагическую» увертюры (1880), Чайковский фантазию-увертюру «Ромео и Джульетта» (1869) и торжественную увертюру «1812 год» (1882).

В 20-м веке увертюрой стала одним из названий одночастных, средней продолжительности оркестровых произведений, без определённой формы (точнее не в сонатной форме), зачастую написанные для праздничных мероприятий. Заметными произведениями в этом жанре в 20-м веке являются «Приветственная увертюра» (1958) А. И. Хачатуряна, «Праздничная увертюра» (1954) Д.И.Шостаковича, которая продолжает традиционную форму увертюры и состоит из двух взаимосвязанных частей.

Все подробности клининговые услуги у нас на сайте.

This Post Has 1 Comment

  1. Valentin says:

    Уже давно увертюра перестала быть просто вступлением, а ведь раньше она использовалась как фоновая музыка перед началом концерта, балета, оперы, для того, чтобы гости успели сесть на свои места.

Leave A Reply