Русская классическая музыка: Мусоргский

Русская классическая музыка: МусоргскийМусоргский — великий композитор-реалист, создавший самобытное, новаторское искусство. Художественные взгляды Мусоргского сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х годов. Композитор видел свою цель в правдивом изображения жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя.

Эту цель он преследовал и в обращении к переломным периодам русской истории, подчеркивая в их изображении то, что было близко современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров. Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать новые формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство.

Модест Петрович Мусоргский родился 9(21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии; с 1849 года обучался в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков (Петербург), попутно продолжая начатые еще в раннем детстве занятия на фортепьяно. По окончании школы (1856) Мусоргский сблизился с. Даргомыжским, а год спустя — с Балакиревым, Стасовым и Кюи. Так образовалось ядро «Могучей кучки», к которому впоследствии примкнула Бородин и Римский-Корсаков. Решив целиком посвятить себя музыке, Мусоргский в 1858 году порвал с военной карьерой и вышел в отставку. Под руководством Балакирева начались систематические занятия композицией. Много времени уделял Мусоргский самообразованию и расширению своего музыкально-художественного кругозора.

Весь творческий путь Мусоргского пронизан настойчивыми идейно-художественными исканиями. В наиболее крупной работе раннего периода— в незавершенной опере «Саламбо» (по роману Флобера, 1866) проявилась тяга композитора к историческим сюжетам, связанным с народными движениями. Одновременно в камерно-вокальном жанре возникла серия «народных картинок» (определение автора), в которых зазвучала ‘тема протеста против бесправия и нищеты крестьянства («Калистрат», «Колыбельная Еремушке» и др.), ряд сатирических произведений («Семинарист». «Классик», «Раек»), цикл «Детская».

Композитор создал также симфоническую картину «Иванова иоЧь на Лысой горе» на сюжет народных преданий (1867) и бытовую оперу «Женитьба» (по Гоголю, 1868; осталась незавершенной). Вершиной данного периода явилась музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872).

Последние годы жизни Мусоргского глубоко трагичны. Неприязненное отношение официальных музыкальных кругов к «Борису» и отсутствие надежды увидеть новые произведения на сцене рождали горькое чувство творческого одиночества. Все тягостней становились материально-бытовые условия жизни. Страдания усугубляла тяжелая болезнь.

Мусоргский скончался 16(28) марта 1881 года в Петербурге.

This Post Has 0 Comments

Leave A Reply