Музыка начала ХХ века

Музыка начала ХХ векаРубеж XIX-XX вв. — особый период для русской культуры. Это время проникнуто ощущением близости великих перемен. Музыка, быть может, лучше других искусств отразила грозовые предчувствия того времени. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) и Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915), каждый по-своему, передали щемящую грусть расставания с уходящей Россией и захватывающую радость создания нового мира.

Удивительно, но в самые тяжелые и голодные послереволюционные годы музыка переживала поистине невиданный расцвет. Многократно возросло количество концертов. Большие и маленькие, симфонические и камерные, концерты-митинги и концерты-лекции — они проводились и на филармонических площадках, и в залах бывших дворцов, и в приёмных военных госпиталей, и в помещениях рабочих клубов. В них принимали участие как профессиональные музыканты, так и самодеятельные коллективы. Музыкальная жизнь 20-х гг. отличалась удивительной пестротой, смешением самых разных жанров.

Потребность в новых песнях была настолько велика, что вначале многие композиторы приспосабливали к революционным текстам мелодии старых, известных ещё до революции маршей и романсов. Так возникли матросская «По морям, по волнам», красноармейская «Красная Армия всех сильней», комсомольская «Там вдали, за рекой» и др.

Вскоре появились и первые советские песни, лучшие из которых сплачивали людей и в годы трудовых свершений первых пятилеток, и в лихолетье Великой Отечественной войны.

Характерно, что песенные темы становились основой произведений крупных жанров — хоровых кантат и ораторий.

Они проникали в оперную и балетную музыку, в симфонические произведения. (Например, в балете Рейнгольда Морицевича Глиэра (1874/75-1956) «Красный мак» звучит мелодия «Интернационала» и популярнейшая тема «Яблочка».) Но, конечно, музыкальное творчество 20-х гг. не ограничивалось работой с песенным жанром. Это было время интенсивных поисков и смелых экспериментов, от которых и сейчас захватывает дух. Трудно представить себе симфонию, которая звучит на улице в исполнении оркестра, состоящего из заводских и паровозных гудков.

Или джазовую композицию ансамбля «шумовиков», в который входят губные гармошки, сделанные из простых расчёсок, картонные трубы, мандолины из консервных банок, бутылки с водой, деревянные ложки, линейки, счёты и т. д. А вот музыка, сопровождающая немое кино: в ней используются ритмы популярных в эпоху нэпа танцев — танго, фокстрота, шимми. Наряду с этим — жанры «высокой» музыки, осваивающие последние достижения европейского авангарда…

В 30-х гг. подобное музыкальное многоцветье было уже невозможно. В это время начинают образовываться творческие союзы писателей, художников, композиторов. Им было поручено управлять культурой и выработать единое направление развития советского искусства.

This Post Has 0 Comments

Leave A Reply